За последний год многое изменилось в контрактной системе и в корпоративном секторе. Огромное значение имеет правильная трактовка закона и подзаконных актов: правовая система госзакупок на текущий момент, наконец, построена таким образом, что не допускает двусмысленностей и разночтений, требует минимум комментариев и пояснений. И проходящий Форум-выставка как раз является одной из ключевых площадок для рассмотрения текущих вопросов и проблем и диалога заказчиков и поставщиков.
Про новые регионы
В рамках первого дня состоялось торжественное открытие экспозиции Форума, проходящего в «Сколково» в Москве. В этом году основное внимание направлено на общий стенд четырех новых субъектов РФ: Донецкой, Луганской народных респулик, Запорожской и Херсонской областей. Это первая презентация экономического потенциала новых территорий такого масштаба. Всего в выставке принимают участие почти 200 человек: представители органов власти и бизнеса, включая руководителей компаний Донбасса и Причерноморья.
Предприятия Донбасса представили в Москве свою передовую продукцию, которая уже сегодня может занять место на внутреннем и международном рынке, а также войти в кооперационные цепочки российских и зарубежных предприятий. Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров отметил, что новые субъекты РФ представили на объединенной экспозиции высокотехнологичную, современную продукция, развитые дискретные производства, способные дать импульс развития национальной экономике.
«Может быть, у нас бытует распространенный стереотип, что раз регион находится в тяжелой ситуации, – то он ограничивается производством минимального набора продукции. Ничего подобного! В новых субъектах работает тяжелое машиностроение, современная наукоемкая продукция, которая получает сегодня доступ на российский рынок. Виден огромный технологический потенциал, во многом уже реализованный. Много молодых инженеров, молодых руководителей предприятий, которые с энтузиазмом рассказывают о своих, действительно инновационных, разработках».
Важный итог, обозначенный в первый день Форума – системная и уверенная работа в четырех новых регионах России. Как прокомментировала Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства, «все четыре новых субъекта РФ находятся на полном казначейском обслуживании. С начала января пошли казначейские платежи (в том числе социальные выплаты, пенсии, зарплаты). Чуть позже, в феврале началась контрактация, всё идет по плану, не фиксируется никаких провалов и простоев». Еженедельно проводятся штабы с коллегами из Новороссии для решения оперативных вопросов.
Ключевой акцент в целом всех экспонентов проходящей выставки – это импортозамещение: освобождаются рыночные ниши, их можно и нужно занимать. По словам Алексея Лаврова, «производители видят возможность в работе с государственными заказчиками и рассчитывают на формирование спроса со стороны государства. Действующие механизмы импортозамещения вселяют в них уверенность, и они готовы инвестировать».
Про итоги реформы 44-ФЗ
В рамках Форума 10-летию контрактной системы было посвящено Пленарное заседание, которое также касалось вопросов импортозамещения. Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, рассказал о том, насколько действующее закупочное законодательство отвечает целям импортозамещения. По его словам, более правильной целью является технологический суверенитет: умение начать производить то, что не производилось раньше. «Мы придерживаемся идеологии сохранения России как части глобального прогрессивного мира, несмотря на то, что нас пытаются из него вытолкнуть». Сейчас делается всё для обретения технологического суверенитета. В рамках 44-ФЗ уже поставляется более 60% российской продукции, а в планах – переход на балльную систему определения отечественного происхождения продукции для блоков новых отраслей.
Как отметил Алексей Лавров, заместитель министра финансов РФ, сейчас контрактная система функционирует устойчиво, несмотря на сложный трехлетний период, и справляется с негативными воздействиями. Чтобы работать было проще, понятнее и быстрее, необходимо шире использовать механизм закупок через электронные магазины. Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе заявила о фундаментальных преимуществах цифровой платформы ГИС ЕИС, которая позволяет адаптировать контрактную систему под изменения внешнеэкономической конъюнктуры.
Разночтения 44-ФЗ чаще всего возникали у заказчиков на местах, и проблема была не в самих нормах закона о закупках, а в правоприменении полномочий, когда чиновники на местах не всегда правильно ими пользовались, не всегда эффективно происходило разъяснение норм федерального закона. Новые поправки в 44-ФЗ как раз направлены на то, чтобы исправить эти разночтения, на что обратил внимание Николай Журавлев, заместитель Председателя Совета Федерации. «Законодательство о контрактной системе на сегодняшний момент достаточно совершенно, чтобы отражать вызовы экономики, которые стоят перед страной», – подчеркнул Журавлев.
Итогом завершившейся реформы 44-ФЗ стал 360-ФЗ. Он включает пакет оптимизационных поправок, выработанных в рамках общественной дискуссии за прошедший период действия закона. В результате реформы 44-ФЗ превратился в закон прямого действия. В Министерстве финансов РФ считают, что фундаментальных реформ больше не потребуется, в дальнейшем нужны будут только незначительные корректировки и достройка уже заложенных функций. «После вступления в силу поправок по 360-ФЗ изменилась практика ФАС России по рассмотрению жалоб от заявителей. За 2022 год число обращений снизилось более чем на 30%. «Профессиональным жалобщикам» стало гораздо сложнее вмешиваться в конкурентные процедуры», – рассказал о качестве конкурентной среды в России Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов.
За 2022 и 2023 годах зафиксирован беспрецедентный рост объемов контрактации по 44-ФЗ – почти 12 трлн рублей, составивших значительную часть экономики и направленные на развитие предприятий, бизнеса, технологий.
Главным смысловым посылом Форума (и главной интригой законодательства о закупках на ближайшее время) стал запрос Минпромторга масштабировать применение национального режима на 223-ФЗ. Василий Осьмаков повторил тезис, озвученный в начале апреля первым вице-премьером Денисом Мантуровым.
– Пока не понятно, как это будет решаться в рамках российского корпоративного законодательства. Очевидно, что госкорпорации и госкомпании будут ей сопротивляться. Чтобы реализовать планы Минпромторга, потребуется не только распространить запретительные механизмы 44-ФЗ на сферу действия 223-ФЗ, но и довести до логического завершения закон о национальных квотах на закупку российской высокотехнологичной продукции, принятый по итогам противоречивой дискуссии на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» три года назад. Сейчас для корпораций требования о квотах являются добровольными. То есть, они к чему не обязывают.
Про перспективы офсетных контрактов
Вторая ключевая дискуссия Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» посвященная офсетным контрактам, помогла ответить на множество вопросов. Для России этот инструмент новый и сырой, поэтому несмотря на огромные надежды, возлагаемые на него, приживается достаточно медленно и не выходит за пределы медицинской отрасли. На Форуме разобрались, почему так происходит.
В числе тормозящих факторов выделили следующие:
1. Риски инвестора. В офсетных контрактах вся ответственность за возможную неудачу ложится на плечи инвестора. Государство выступает гарантом сделки, однако не несет никаких убытков в случае сбоев в реализации инвестиционного проекта или, например, в результате внезапного изменения его рентабельности.
2. Объем спроса. Многие регионы, особенно те, которые находятся в дотационной группе или близки к ней, не способны самостоятельно обеспечить объем спроса, достаточный для того, чтобы производитель покрыл свои расходы на инвестиции.
3. Параметры бюджетного планирования. В РФ исторически принята трехлетняя верстка региональных бюджетов, тогда как офсетные контракты рассчитаны на 10 лет.
4. Дисбалансы ценообразования. Принципы формирования цены в офсетной контрактации – остаются одним из самых трудных вопросов. Из-за того, что нет внятных алгоритмов – нет уверенности в будущем, нет возможности просчитать окупаемость проекта.
Эмиль Петросян, заместитель руководителя департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, подчеркнул, что инструмент офсетных контрактов для заказчика интересен в том числе и с точки зрения экономии. Москва за 2022 год удвоила количество офсетных контрактов, а в текущем году были заключены еще пять. Экономия по уже заключенным контрактам составила 23 млрд рублей.
– Безусловно, мы готовы делиться, более того, мы уже это делаем. На Форуме присутствуют коллеги из Самарской области, с которыми мы подписали соответствующее соглашение, первый совместный межсубъектовый офсетный контракт. Также у нас есть аналогичное продвижение с Московской областью, общаемся с Липецком, Тулой, Тверью. Мы понимаем, что тот объем госзаказа, который есть в Москве, является мощным стимулом и драйвером для инвестиционной активности. Готовы этим рынком делиться с коллегами, поскольку далеко не все производства нужно и можно размещать в Москве. Если есть уже хорошие площадки, готовые модернизироваться и развиваться, и нужен гарантированный сбыт, то мы такие предложения от регионов рассматриваем, и даже сами их инициируем.
Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – единственное в стране мероприятие, объединяющее руководителей главных распорядителей бюджетных средств. Кроме яркой выставочной истории всегда большим вниманием и общественным резонансом пользуется тематическая дискуссионная часть – самый масштабный срез мнений и предложений профессионального сообщества по контрактной системе и правоприменительной практике в закупках.
Ожидаемое число участников: 5 000+.
Число спикеров и модераторов: более 200
Возрастная категория мероприятия: 12+